Книжный каталог

Литературное чтение: Любимые страницы: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы: 3 класс

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
И. А. Таровитая Литературное чтение. 3 класс И. А. Таровитая Литературное чтение. 3 класс 65 р. ozon.ru В магазин >>
Литературное чтение. 3 класс. Хрестоматия Литературное чтение. 3 класс. Хрестоматия 197 р. ozon.ru В магазин >>
Г. В. Шубина Литературное чтение. 2 класс. Тесты к учебнику Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого. Часть 2 Г. В. Шубина Литературное чтение. 2 класс. Тесты к учебнику Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого. Часть 2 72 р. ozon.ru В магазин >>
Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 4 частях. Часть 1 Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 4 частях. Часть 1 335 р. ozon.ru В магазин >>
Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2 Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2 335 р. ozon.ru В магазин >>
Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1 Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1 369 р. ozon.ru В магазин >>
Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2 Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2 369 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Стефаненко Н

Литературное чтение: 3 класс. Методические рекомендации. ФГОС

Посетители, находящиеся в группе Гости, имеют ряд ограничений на скачивание книг.

После регистрации будут доступны все ссылки для скачивания, а также скрыта реклама на сайте.

— Файл формата DjVu можно открыть при помощи программ DjVuReader или WinDjView.

— Файл формата pdf можно открыть при помощи программы Adobe Reader.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикаци.

Портал Книжка.info является самообновляемой электронной библиотекой книг, информацию в которую добавляют пользователи, согласные с тем, что они не нарушают авторских прав. На данном сайте представлены исключительно ссылки на другие ресурсы. Любое размещение информации, нарушающее авторское право будет незамедлительно удалено.

Источник:

www.knidka.info

Система учебников «Школа России» - Стефаненко Н

Литературное чтение: Любимые страницы: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы: 3 класс

Тимофеева Л. Л., Бутримова И В.

Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс

Тетрадь учебных достижений.

Тетрадь учебных достижений.

Математика. Тесты. 4 класс

Русский язык. Проверочные работы. 4 класс

Математика. Тетрадь учебных достижений. 4 класс

Канакина В. П., Щёголева Г. С.

Русский язык. Проверочные работы. 3 класс

Плешаков А. А., Плешаков С. А.

Окружающий мир. Проверочные работы. 3 класс

Рабочий словарик. 4 класс

Селькина Л. В., Худякова М. А.

Математика. Тетрадь летних заданий. 2 класс

Юрий Ясень. Дневник младшего школьника. Планируй и успевай!

Всероссийские проверочные работы.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь.

4 класс. В 2 частях

Математика. Тетрадь учебных достижений. 2 класс

Тетрадь учебных достижений.

Комиссарова Л. Ю.

Всероссийские проверочные работы. Русский язык. Рабочая тетрадь.

Сопрунова Н. А., Шноль Д. Э., Сорочан Е. М., Забелина А. В., Ященко И. В.

Всероссийские проверочные работы. Математика. Рабочая тетрадь.

4 класс. В 2 частях

Кузнецова М. И. / Под редакцией Ковалевой Г. С.

Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс

Рыдзе О. А., Краснянская К. А. / Под редакцией Ковалевой Г. С.

Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс

Демидова М. Ю. / Под редакцией Ковалевой Г. С.

Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс

Ковалева Г. С., Кузнецова М. И., Рыдзе О. А., Краснянская К. А., Демидова М. Ю.

Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. Математика. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс

Плешаков А. А., Назарова З. Д.

Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 класс

Как правильно готовиться к ВПР Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение» О внесении изменений в федеральный перечень учебников Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО Электронные учебники. Подробности ПМК «Преемственность» Об использовании пособий других издательств Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс

Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены научно-методические основы курса «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. и их реализация в УМК для 3 класса, особенности структуры, содержания и методического обеспечения учебника «Литературное чтение» 3 класс, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 3 классе, итоговая оценка достижения планируемых результатов, примеры методических разработок уроков.

Источник:

school-russia.prosv.ru

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений Пособие для учителя Смоленск Ассоциация XXI век 1

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений Пособие для учителя Смоленск Ассоциация XXI век Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 1 . » ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

к учебнику для 3 класса

Пособие для учителя

Ассоциация XXI век

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 1 19.11.2012 15:58:00

К88 Литературное чтение: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. — 184 с. — ISBN 978-5-418-00561-8 Данное пособие является продолжением методических рекомендаций к учебникам «Любимые страницы» для 1 и 2 классов.

Методические рекомендации направлены на оказание консультативной помощи учителю с целью организации продуктивного обучения чтению в 3 классе. Они помогут научить младших школьников способам работы с литературными произведениями разных жанров и видов, основным приёмам анализа и синтеза художественных и познавательных текстов.

В силу того что базовые подходы к организации уроков чтения, общие для всех лет обучения в начальной школе, описаны в предыдущих пособиях, в настоящей книге учитель найдёт конкретные методические материалы для работы в 3 классе, расположенные в следующем порядке:

– характеристика процесса обучения в 3 классе;

– примерное календарно-тематическое планирование;

Крайне нежелательно в качестве поурочных планов к учебнику О. В. Кубасовой использовать планы других авторов, так как это может отрицательно сказаться на результатах обучения.

УДК 37.248я71 ББК 373.167.1:689+689(075.2) ISBN 978-5-418-00561-8 © Кубасова О. В., 2013 © Издательство «Ассоциация XXI век», 2013 Все права защищены Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 2 19.11.2012 15:58:01

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

В 3 КЛАССЕ Учебник для третьего класса предусматривает дальнейшее совершенствование навыка чтения, а также умения работать с текстом и книгой, но это обстоятельство рассматривается уже не в качестве учебной цели, а как средство формирования нравственного облика учащихся, повышения их литературной образованности. В связи с этим литературные произведения сгруппированы по темам, а не по учебной цели, как это было во втором классе.

Круг обсуждаемых в связи с чтением вопросов мировоззренческого характера становится ясен из названия тем: «Труд человека кормит, а лень портит», «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», «Много хватать – своё потерять», «Тайное всегда становится явным», «Ежели вы вежливы. », «Каждый своё получил», «Жизнь дана на добрые дела», «За доброе дело стой смело», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Любовь – волшебная страна», «Чудесное – рядом». Кроме названных учебник содержит три раздела сезонной тематики: «Унылая пора! Очей очарованье. », «Снег летает и сверкает. », «Весна идёт, весне дорогу!».

Чтобы убедиться в том, что методический аппарат учебника позволяет решать на уроках чтения необходимые учебные задачи, проанализируем начало учебника для 3 класса, взяв лишь несколько первых произведений.

Открыв книгу, нетрудно увидеть, что наряду с привлечением внимания детей к сформулированным в названиях разделов проблемам, вопросы и задания к произведениям ориентируют на совершенствование умения работать с текстом. Так, например, универсальные учебные действия формируются при чтении произведения К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», к которому даётся такой блок вопросов:

1. Что в этом рассказе было для тебя новым?

2. Перечитай рассказ и найди те слова, значение которых было тебе до сих пор неизвестно.

3. Найди и прочитай фрагмент о том, как рос лён.

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 3 19.11.2012 15:58:01

4. Найди и прочитай, на что стал похож лён после обработки.

5. Перечитай первую часть рассказа, подготовься пересказать её.

Выполнение этих заданий учит детей выделять новую информацию; выявлять слова, значение которых требует уточнения; просматривать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы; пересказывать прочитанное.

Так, при чтении лишь одного из произведений учитель может организовать работу сразу над несколькими универсальными учебными действиями, необходимыми для дальнейшего обучения.

При чтении двух других произведений из раздела «Труд человека кормит, а лень портит» акцент переносится на литературное образование. Перед чтением детям предлагается задание: «Прочитай два следующих стихотворения и подумай, написаны они от лица автора или нет». После знакомства с текстами учащиеся отвечают на вопрос «Какими ты представляешь себе героев этих стихотворений?»

и «рисуют» словесную картинку к одному из произведений.

После чтения стихотворения С. Баруздина «Бревно» внимание переносится на обсуждение нравственной ситуации: «Что говорит о третьем путнике его поступок? Представь себя в такой ситуации.

Как бы поступил ты?» Ценность второго вопроса заключается в его направленности на формирование эмпатии, рефлексии и активной позиции, поскольку ученик должен представить себя на месте персонажа.

Перед чтением русской народной сказки «Кому горшок мыть»

учащимся предлагается выполнить упражнения, совершенствующие технику чтения, прежде всего правильность и беглость. Вопросы и задания, которые даны после текста сказки, способствуют совершенствованию других сторон навыка чтения – осознанности и выразительности.

При работе над сказкой в стихах С. Маршака «Старуха, дверь закрой!» детям рекомендуется сравнить её с русской народной сказкой «Кому горшок мыть», описывающей подобную ситуацию. Задание на сравнение народного и авторского, прозаического и стихотворного произведений похожей тематики весьма эффективно для литературного образования младших школьников.

Итак, при работе с учебником с самого начала учебного года третьеклассники получают возможность на уроках чтения:

а) выработать активное отношение к обсуждаемой проблеме, отражённой в названии раздела, присутствующей в литературных произведениях и выявляемой при помощи вопросов и заданий;

б) всесторонне формировать навык чтения;

в) совершенствовать универсальные учебные действия;

г) продолжить литературное образование (формируется понятие «лирический герой»; с помощью приёма словесного рисования Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 4 19.11.2012 15:58:01 развивается воссоздающее воображение; сравниваются народный и авторский, прозаический и стихотворный тексты).

Весь этот комплекс учебных задач решается органично, на доступном уровне, с привлечением разнообразного и качественного литературного материала.

В этом ключе, который позволяет постепенно формировать все читательские компетенции и универсальные учебные действия, выдержан весь учебник.

Примером воздействия на духовные основы личности могут служить вопросы и задания к следующим произведениям, находящимся в учебнике для третьего класса: русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», А. Платонов «Разноцветная бабочка», Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево», русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола», И. Тургенев «Воробей»

В основе организации работы с детскими книгами лежит теория формирования правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Светловской.

К третьему классу учащиеся уже обладают определённым набором читательских компетенций, в достаточной мере позволяющих им ориентироваться в мире книг. Поэтому большая часть работы с книгами совершается ими вне школы.

Подход к организации деятельности детей, связанной с книгами, следующий: учитель называет тему чтения, лучше заранее, за несколько дней до намеченного урока, на котором будет проводиться проверка качества работы учащихся с книгами.

В течение периода времени от получения детьми темы для чтения до проведения урока по этой теме учитель периодически напоминает учащимся о задании, интересуется их успехами в поиске нужных книг, журналов, справочников. Дети в свою очередь находят соответствующую литературу и читают то, что имеет отношение к названной учителем теме предстоящего урока.

Типичной и недопустимой ошибкой учителей является задание всем учащимся найти конкретную книгу. Это невыполнимо: более двадцати школьников одновременно должны найти столько же одинаковых книг!

На перемене, предшествующей уроку, третьеклассники организуют выставку книг и знакомятся с ней.

В начале урока проводится работа с выставкой книг. Способы её организации те же, что и во втором классе. Вспомним типичные виды заданий при работе с выставкой книг.

1. С выставки удаляются, если таковые имеются, книги, не соответствующие теме урока.

2. Если выставлены книги одного автора, дети пытаются составить своё мнение о писателе и его творчестве по книгам.

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 5 19.11.2012 15:58:01

3. Если выставка тематическая, можно:

а) систематизировать находящиеся на выставке книги по подтемам (более узким темам);

б) классифицировать книги по жанрам;

в) если ассортимент имеющихся изданий позволит, выделить авторскую выставку книг внутри общей тематической;

г) распределить книги с произведениями народными и авторскими.

После работы с выставкой дети чаще всего забирают принесённые ими книги, чтобы продолжить свою работу с ними во время урока. Возможны исключения: иногда выставка остаётся до тех пор, пока учащиеся заняты материалами учебника, для того чтобы задать тон уроку, создать соответствующую читаемому тексту атмосферу.

Однако и в этом случае перед беседой книги покидают выставку, чтобы дети могли работать с ними.

Беседа по прочитанным книгам основывается на вопросах общего характера, а не на конкретных, узконаправленных, ориентированных на выявление частных фактов, описанных лишь в некоторых книгах. Вопросы общего характера адресуют всех или хотя бы большую часть учащихся к их книгам. Примеры таких вопросов и заданий можно найти на страницах данного пособия в разделе «Из опыта работы», к примеру: «О каких подвигах вы прочитали?»; «Какие смешные события описаны в ваших книгах?»; «Что привлекло ваше внимание в прочитанных к уроку книгах и журналах?» и т. п.

Время от времени учитель участвует в обсуждении прочитанного, чтобы дети видели образец поведения на уроке квалифицированного читателя. Для этого недостаточно рассказать учащимся об авторе или прочитать произведение по теме урока. Прежде всего нужно показать образец работы с одной или несколькими книгами, с журналами, со справочниками. Делая сообщение по теме, учитель демонстрирует литературные источники, по возможности умело комбинируя их; уместно комментирует читаемое; своевременно показывает иллюстрации.

Заметим, что во многих случаях работа с книгами и работа с учебником совмещается. Примеры подобной организации обучения приводятся в материалах уроков данного пособия.

Таким образом, при работе с художественными и познавательными произведениями, а также с книгами у детей последовательно и комплексно совершенствуется навык чтения, формируются универсальные учебные действия, закладываются основы правильного типа читательской деятельности, а также осуществляется литературное образование учащихся, и при этом сверхзадачей является нравственное и духовное совершенствование личности.

Галочкой отмечены номера уроков, на которых предусмотрена работа с детскими книгами; звёздочкой отмечены названия произведений, рекомендованных для заучивания наизусть.

Галочкой отмечены номера уроков, на которых предусмотрена работа с детскими книгами; звёздочкой отмечены названия произведений, рекомендованных для заучивания наизусть.

1. Знакомство с учебником

– Рассмотрите учебник по чтению (часть 1) и расскажите, что вы о нём узнали.

2. Подготовка к восприятию

– Как называется первый раздел учебника? Как вы понимаете смысл этой русской пословицы? Согласны ли вы с мыслью, выраженной в ней? Почему?

3. Знакомство с текстом можно провести в форме его чтения про себя.

4. Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом Прочитайте ответ на вопрос «Отчего лопата заржавела?». (От горя и грусти.)

– Почему лопата горевала? (У неё не было дела.)

– Почему лопата заблестела? (Потому что стала копать огород.)

– В этом стихотворении лопата описывается как неживой предмет или как живое существо? Подтвердите свой ответ словами текста. (Как живое существо: она испытывала горе, грусть, а когда начала работать, обрадовалась.)

– Кто знает, как называется такой литературный приём, когда предмету или явлению природы приписываются человеческие качества? (Этот приём называется олицетворение.) Перечитайте стихотворение про себя и определите, какие звуки часто повторяются в его первой половине. (Звуки [р], [гр], [рж].)

– Как вы думаете, какое настроение передают эти звуки? (Такие звуки передают раздражение, недовольство, плохое настроение.)

– Как вы думаете, какова главная мысль этого произведения?

(Без труда жить плохо, скучно и неинтересно.)

5. Подготовка к восприятию проводится сначала фронтально по упражнениям, помещённым перед текстом следующего произведения. При этом упражнение с каждым из слов читает вызванный учителем ученик, затем (повторно) весь класс хором. Потом выполняются задания тетради № 1 и № 2 (индивидуально или в парах) с последующей коллективной проверкой.

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 20 19.11.2012 15:58:03 В задании № 3 тетради должен быть выбран последний вариант ответа на заданный вопрос.

В результате составления картинного плана (задание № 4) в кружок, находящийся на первом рисунке, вписывается цифра 1. (Встреча друзей: «Увидал Поросёнок Жеребёнка и так обрадовался!») Цифра 2 должна быть поставлена на третьем рисунке, расположенном во втором вертикальном ряду. (Разговор друзей: Поросёнок расспрашивает, Жеребёнок рассказывает ему о своей болезни.) Цифра 3 должна стоять на рисунке, где изображён Жеребёнок, меряющий температуру. Четвёртый номер получает рисунок, где нарисована встреча друзей с Уткой и её утятами. Цифрой 5 отмечен рисунок, который можно назвать «Встреча с Курицей». Шестой становится картинка «Встреча с Трезором». Цифрой 7 обозначается рисунок, на котором Жеребёнок помогает строителям (второй в первом вертикальном ряду). Восьмой является картинка, на которой нарисовано, как Поросёнок предлагает другу рецепт от скуки.

После составления картинного плана возможен подбор эпизодов к рисункам и их озаглавливание, однако эту работу можно отложить на тот случай, если в конце урока останется свободное время.

Далее дети по заданию № 4 учебника выделяют эпизод из текста и читают его по ролям (задание учебника № 5 и тетради № 5–1). Затем игра «Радиотеатр» продолжается по материалам тетради.

9. Дома учащиеся выполняют творческое задание тетради № 6 и (по желанию) инсценируют эпизоды прочитанной сказки. Кроме того, они ищут и читают книги со стихами о трудолюбивых и ленивых людях, но не приносят их на следующий урок.

УРОК 3 К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

1. Проверка домашнего задания Третьеклассники делятся своими «рецептами» от скуки, зачитывая и обсуждая записи, сделанные дома в тетрадях, а также показывают сценки по эпизодам сказки Е. Каргановой, подготовленные желающими.

2. Подготовка к восприятию Дети выполняют подготовительное упражнение № 1 в тетради.

Сначала они молча подчёркивают буквы, которыми отличаются слова, затем читают их вслух.

– Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.

О чём говорит вам фамилия автора?

1. Проверка домашнего задания Около половины урока уделяется работе с книгами. С этой целью на перемене, предшествующей уроку, дети составляют выставку книг и знакомятся с принесёнными на неё изданиями.

В начале урока проводится работа с выставкой. Сначала с выставки удаляются книги, не соответствующие теме (например, книги не со стихами или со стихами, но посвящёнными другим темам).

Затем коллективно проводится классификация представленных на выставке изданий. Возможные параметры классификации:

б) книги с произведениями народными (пословицы, песни, побасёнки и др.) и авторскими;

в) если на выставке имеется несколько разных книг одного писателя, организуется мини-выставка книг этого автора.

После того как дети заберут свои книги с выставки, проводится беседа о прочитанных книгах. Учитель может задать, например, следующие вопросы:

– Кто читал о тех персонажах, к которым авторы относятся с уважением?

(Варианты дополнительных вопросов:

– Кто этот поэт? Что вы о нём знаете?

– Из какой книги персонаж? Из какого произведения? Кто он?

– Чем он заслужил уважение?

– В чём проявилось отношение автора к своему герою?)

– Кто прочитал о тех, кого автор осуждает? (Кто этот поэт? Как называются книга и произведение? Кого и за что осуждает поэт? Как вы узнали об отношении автора к своему персонажу?) Далее проверяется правильность выполнения заданий к рассказу К. Ушинского: сначала заданий тетради, затем – учебника. При этом уточняется, что картинный план, получившийся в результате выполнения детьми четвёртого задания тетради, относится не ко всему произведению, а к его части, которую можно назвать «Как растёт лён». При пересказе первой части текста учащиеся могут пользоваться картинным планом, составленным ими в тетрадях.

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 24 19.11.2012 15:58:03 от каменщика – тот ему дом строит, но и каменщику было бы нечего надеть, если бы портной не сшил для него одежду и т. д.) Учащиеся приходят к выводу о ценности труда каждого человека. Учитель подчёркивает мысль о том, что от того, насколько хорошо каждый выполнит свою работу, зависит жизнь других людей.

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА БЛАГИНИНА

(1903–1989) Елена Благинина, внучка священника, дочь кассира, жила в семье, где было много детей. В доме часто пели песни, разыгрывали домашние спектакли. Вот как об этом рассказывала Елена Александровна: «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки.

Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника». Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы. Было ей тогда всего восемь лет.

Когда она подросла, Елена Александровна собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках (время было трудное) шла она семь километров от дома до Курского педагогического института. Уже в студенческие годы были опубликованы первые стихи Елены Александровны. Потом она училась в Москве, в Высшем литературно-художественном институте им.

Детские стихи Е. Благининой сначала появились в знаменитом журнале «Мурзилка», где печатались такие известные поэты, как

Маршак, Михалков, Барто. Литературовед Е. Таратута вспоминает:

«Ребята любили и её, и её стихи – прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести».

Затем появились и книги – много прекрасных, добрых книг, которые и сегодня продолжают радовать детей и взрослых.) Если есть возможность, желательно, чтобы учитель принёс в класс книгу Благининой, например «Не мешайте мне трудиться».

В этом случае дети отвечают на вопрос о том, могут ли быть прочитанные стихотворения в данной книге и почему. Чтобы опровергнуть или подтвердить предположения, книга демонстрируется классу учителем, который перелистывает её постранично. Учащиеся по заголовкам и иллюстрациям ориентируются в книге. Кроме того, учитель спрашивает о том, как можно быстро узнать, находится ли определённое произведение в книге. (По содержанию.)

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 26 19.11.2012 15:58:03

– Почему некоторые сказки называют народными?

Народная сказка – это плод фантазии не одного человека, а многих людей. Как она создавалась? Один человек придумывал и рассказывал. Говорили не только о том, что было на самом деле, но и придумывали. Некоторые запоминали услышанную историю и затем пересказывали её другим людям. В давнее время сказки передавались устно. При этом рассказчики нередко добавляли что-либо своё. Поэтому сказки и являются результатом коллективного творчества народа и отражают то, о чём думали люди в те времена.

Далее вслух выполняются упражнения, расположенные в тетради, а также в учебнике перед текстом.

3. Знакомство с текстом можно провести в любой форме.

При необходимости оно завершается дома после первого урока по данной сказке. Кроме того, учащиеся готовятся к выразительному чтению этого произведения.

4. Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом проводятся на следующем уроке по вопросам и заданиям учебника.

Дополнительно можно предложить учащимся следующие виды работы с прочитанным произведением:

• подбор фрагмента текста, соответствующего иллюстрации учебника;

• словесное рисование («Какие картинки вам хотелось бы нарисовать к этой сказке?»);

• чтение по ролям начала сказки (начиная словами «я кашу варила», заканчивая фразой «утро вечера мудренее»);

• определение вида сказки (сказки бывают о животных, волшебными, бытовыми. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются неожиданными и невероятными. К какому виду сказок относится та, что прочитана вами?).

Перечисленные задания дополнительного характера могут быть выполнены сразу после работы над прочитанной сказкой по учебнику или в конце урока при наличии свободного времени.

5. Подготовка к восприятию произведения С. Маршака проводится по трём заданиям тетради.

Если дети знакомятся со сказкой в исполнении учителя или актёра (аудиозапись), то этапы 5 и 6 работы с текстом меняются местами, то есть упражнения тетради выполняются непосредственно перед самостоятельным чтением детьми текста.

6. Учащиеся самостоятельно молча знакомятся с текстом.

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 28 19.11.2012 15:58:04 Е. Шварц родился в семье врача, учился в Московском университете, с детства увлекался театром. Неудивительно, что он бросил университет и стал актёром. Одно время Шварц работал секретарём у К. И. Чуковского. Тогда он ещё ничего не писал. Литераторы знали Евгения Львовича и любили, но только потому, что он никогда ни с кем не ссорился, был шутником и остроумным рассказчиком.

Его даже называли «устным писателем». И так продолжалось почти десять лет.

Первая книга Шварца была написана для детей и называлась «Рассказ старой балалайки». Детские стихи и рассказы Евгения Львовича охотно печатали детские журналы «Чиж» и «Ёж». Ещё Шварц писал сказки и пьесы для взрослых и детей.

Всего у писателя при жизни вышло около шестидесяти книг общим тиражом более двух миллионов экземпляров. В основном это были стихи и рассказы для детей. Пьесы же почти не печатались.

Мы знаем Шварца прежде всего как автора всем известных сказок для детей: «Два брата», «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения Кота в сапогах», «Рассеянный волшебник» и других.

Лучшие персонажи писателя готовы в любую минуту вступить в бой за справедливость, защитить слабого, прийти на помощь.

У Шварца потрясающее чувство юмора. Вспомним Золушкину мачеху. Вместо того чтобы долго объяснять, какая она вредная, Шварц пишет: «Её родную сестру, точно такую же, как она, съел людоед, отравился и умер».

Или в «Снежной королеве» – разбойничья атаманша, чтобы дочка пошла по её стопам, воспитывает её по-своему: «Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники».

У Евгения Львовича Шварца есть ещё одна книга, и некоторые даже считают, что она лучшая. Это огромная работа (более семисот страниц), которой завершилась жизнь писателя. Друзья писателя в шутку называли эту книгу «Me» (от слова «мемуары» – воспоминания). В этих «Me» портреты знаменитых современников и мудрые рассуждения о жизни и творчестве. Есть там и детские воспоминания писателя.

«Нужно отдать хотя бы кусочек сердца, чтобы добро победило зло», – сказал король в сказке «Золушка». Так отдал своё сердце Евгений Львович своему любимому делу. Шварц никогда не называл себя писателем – стеснялся. Он был уверен: «. писатель – слишком высокое слово. ») Выполняются упражнения, расположенные в учебнике в рамочке перед текстом, и задания тетради № 1–3.

При этом учащиеся выясняют значение фраз «Держи ухо востро» (быть настороже, начеку) и «В ус не дуть» (не обращать внимания, не беспокоиться).

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 30 19.11.2012 15:58:04 По заданиям учебника № 4 и № 5 несколько раз проводится игра «Радиотеатр». Непосредственно перед первым чтением по ролям уточняется:

– Как нужно читать слова гардеробщицы? Почему?

– С одинаковой ли интонацией нужно читать слова Пети Зубова? Поясните.

Определив кульминационное событие сказки (вопрос № 6 учебника), дети учатся выразительно читать его, следуя алгоритму задания № 7 учебника.

Далее учитель спрашивает учащихся о том, а могли бы они оказаться в числе заколдованных детей из «Сказки о потерянном времени», и предлагает выполнить задание № 8 учебника.

После второго урока по сказке Е. Шварца учащиеся делают дома задания учебника № 9 и тетради № 7 (оба выполняются по желанию), а также задания тетради № 4–6.

На заключительном (третьем) уроке по сказке Е. Шварца фронтально проверяются и обсуждаются творческие работы детей (в том числе согласно заданию № 10 оценочного характера из учебника) и правильность выполнения заданий, расположенных в тетради.

В завершение работы над произведением Е. Шварца учитель спрашивает:

– Как вы думаете, почему сказка Шварца помещена именно в этот раздел?

Дополнительно, если позволяет время, возможно выразительное чтение детьми тех фрагментов сказки, которые им особенно понравились (по выбору), или выразительное чтение всей сказки.

5. Дома дети находят и читают книги с баснями И. Крылова и приносят их на следующий урок. Кроме того, они готовятся к выразительному чтению хотя бы одной из басен; желающие могут выучить любое произведение И. Крылова наизусть.

Примечание. В хрестоматии О. В. Кубасовой «Я хочу читать.

3 класс» есть две басни И. А. Крылова.

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 32 19.11.2012 15:58:05 зима катит в глаза (наступает зима);

в мягких муравах (на мягкой траве);

тоской удручена (сильно огорчена);

. вешних дней (весенних дней).

– Мы с вами догадываемся о том, что басни писались не для стрекоз и муравьёв. А для кого? (Для людей.)

– Чему нас учит эта басня?

В завершение анализа дети отвечают на вопрос № 4 учебника, возвращаясь к двум последним строчкам басни, выражающим главную мысль произведения. Учитель может предложить привести пример из жизни, кино или литературы, который подходит для этой морали.

С целью подготовки к выразительному чтению (задание № 5 учебника) учащиеся выполняют задания тетради № 3–5. Возможна работа в парах или в группах с последующим коллективным обсуждением результатов. (В задании № 3 выбирается второй вариант, в задании № 4 – первый, в задании № 5 – второй.) Дополнительно, в целях расширения литературного кругозора учащихся, можно предложить их вниманию басню Л. Н. Толстого «Стрекоза и муравьи» – либо в записи на доске (для самостоятельного чтения учащимися), либо в исполнении учителя:

«Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было. Песни пела».

Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».

– Сравните две басни. (Обе басни являются пересказами произведения древнегреческого баснописца Эзопа. Они рассказывают об одном событии. Но Лев Николаевич Толстой пересказал на родном языке басню Эзопа без рифмы и стихотворного ритма, не в стихотворной форме, это называется в прозе. А басня Крылова стихотворная, ритмичная. Обе басни хорошие, кому что нравится.)

– Какие недостатки людей осуждаются Эзопом, Крыловым и Толстым в этих баснях? (Писатели осуждают беспечность (нужно думать о завтрашнем дне), а также чёрствость и эгоизм. )

5. Дома детям предлагается выучить басню наизусть, подготовиться к игре «Радиотеатр» и (по желанию) к игре «Театр», а также выполнить задание тетради № 2.

В целях подготовки детей к выполнению домашнего задания в классе можно провести работу по вопросам:

– Сколько должно быть исполнителей для проведения игры «Радиотеатр» или «Театр» по басне «Стрекоза и Муравей»? (Трое:

тот, кто произносит слова автора, Стрекозы, Муравья.)

– Каким голосом нужно читать слова Стрекозы? Почему?

1. Проверка домашнего задания Учащиеся демонстрируют сделанные ими в тетрадях рисунки, а их одноклассники определяют, к какому вопросу относится та или иная иллюстрация, а также выборочно зачитывают из текста ответ на данный вопрос. Подобным образом проводится работа по всем вопросам, перечисленным в задании № 5 к сказке. Если среди рисунков детей не окажется ответов на какие-либо из вопросов, то учащиеся просто прочитают ответы по тексту сказки.

Третьеклассники (по желанию) пересказывают сказку «Дочьсемилетка» от лица бедного брата, сменяя друг друга.

2. Подготовка к восприятию проводится по заданию № 1 тетради, а также по вопросам и заданиям, расположенным перед текстом.

Учитель следит за тем, чтобы дети правильно выделили ударный слог в словах миловать (последний слог), начисто (первый слог), девица (первый слог).

1. Проверка домашнего задания Проверяется задание № 6, выполненное детьми в тетрадях, затем, сменяя друг друга, учащиеся пересказывают часть сказки, рассказывающую о погоне.

2. Перечитывание и работа с текстом Учащиеся соотносят иллюстрацию на с. 68 с текстом (находят и читают соответствующий фрагмент – четвёртый абзац на с. 68).

1. Проверка домашнего задания Выслушиваются и анализируются пересказы учащихся сказки «Морской царь и Василиса Премудрая» от лица литературных персонажей, затем проверяется правильность выполнения заданий тетради (фронтально).

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 40 19.11.2012 15:58:06

2. Подготовка к восприятию Задания № 1 и № 2, расположенные в тетради, выполняются индивидуально или в парах и проверяются фронтально.

Упражнения, расположенные в учебнике перед текстом, выполняются детьми вслух.

Когда дети прочитают слова «скучно-скучно», учитель может спросить:

– Что подчёркивается при повторении слова?

3. Знакомство с текстом можно провести в форме молчаливого чтения.

4. Перечитывание и работа с текстом

– Найдите и прочитайте ответ на вопрос, что произошло с царём в начале этой истории («И стало царю скучно-скучно. Сидит он на троне и скучает»).

– Чем царь безуспешно пытался развлечь себя?

– Какой выход нашёл царь?

– Прочитайте о том, как люди отнеслись к царскому указу. («И не хочешь, а соврёшь. Повалил к царю всякий народ – и вельможи, и торговцы, и судьи, и менялы. Врут, завираются, невесть что плетут».)

– Как вы понимаете фразу «Попался, как мышь в мышеловку»?

Далее, используя «Копилку слов» в тетради, дети характеризуют главных героев сказки (задание № 1 и вопрос № 2 учебника) и определяют главную мысль этого произведения.

Творческие задания учебника № 3–5 можно сначала выполнять в парах или в группах, затем – фронтально. (Примечание к заданию № 5: ученик, исполняющий роль царя, в конце сказки должен мимикой и жестами показать зрителю, что ему жалко отдавать золотое яблоко, но наполнять кувшин золотыми монетами он тоже не хочет.) В завершение работы над сказкой дети отвечают на вопрос № 8 учебника (эта сказка – бытовая, потому что. ) и приводят примеры повторов слов, просматривая текст. При этом они определяют, какую мысль или какое чувство усиливает каждый повтор.

5. Дома учащиеся выполняют творческое задание № 6 учебника и задание № 3 тетради.

1. Проверка домашнего задания Учащиеся говорят о том, что среди рисунков картинного плана нет иллюстрации к разговору царя и бедняка о кувшине. Далее дети

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 42 19.11.2012 15:58:07

3. Дома учащиеся выполняют задание, расположенное в рамке на с. 87 учебника. Желательно, чтобы на данном уроке дети внимательно ознакомились с новым для них типом задания – составлением отзыва о прочитанной книге. Сначала учащиеся вспоминают и называют известные им книги об умных и глупых персонажах («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого, серия книг Н. Носова о Незнайке и его друзьях, сказка Ш. Перро «Мальчик с пальчик», сказка В. Берестова «Аист и соловей», русские народные сказки об Иванушке-дурачке и др.). Далее по материалам учебника третьеклассники узнают, что такое читательский отзыв, и знакомятся с его возможными элементами.

Тем, кто не сможет найти книгу по теме следующего урока, учитель советует обратиться к хрестоматии «Я хочу читать».

Урок 20 Книги о мудрецах и о глупцах

1. Работа с выставкой книг Книги, представленные на выставке, можно классифицировать по следующим параметрам:

б) по подтемам (книги об умных, сообразительных и отдельно – книги о глупых персонажах).

Попутно с систематизацией по подтемам учитель спрашивает:

– Какой персонаж из этого произведения проявил свою глупость (мудрость, сообразительность)?

– В чём заключается эта глупость (мудрость, сообразительность)?

– Как к этому отнеслись другие персонажи этого произведения?

2. Обсуждение прочитанного Дети забирают свои книги с выставки и презентуют свои отзывы.

Слушатели задают вопросы выступающим и участвуют в анализе читательских отзывов по критериям, изложенным в рамке на с. 87 учебника. Кроме того, оцениваются правильность, чёткость и выразительность речи выступающих.

3. Знакомство с произведениями по теме урока можно организовать, используя хрестоматию «Я хочу читать». По усмотрению учителя или по желанию учащихся из названного пособия выбираются произведения (произведение) из следующего списка:

• В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»;

• Эзоп «Ворон и лисица»;

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 44 19.11.2012 15:58:08 И все пройдя пути морские, И все земные царства дней, Я слова не найду нежней, Чем имя звучное: Россия.

3. Знакомство с текстом Учитель выразительно, желательно наизусть, читает стихотворение.

4. Обсуждению прочитанного посвящены вопросы учебника под номером 1. Характеризуя эмоциональный характер стихотворения, дети могут воспользоваться «Копилкой слов», расположенной в конце тетради. Они выбирают оттуда слова «грусть», «огорчение», «тоска».

5. Перечитывание и работа с текстом Прочитайте стихотворение (молча) и найдите слова, передающие настроение автора.

– Как вы понимаете слово «благовонье» («благовоние»)?

(Справочный материал Благовоние – это сложное слово, образовавшееся из сочетания «благая вонь». Слово «вонь» в старину означало запах, а «благая вонь» – приятный запах. В древности благовониями называли пахучие масла, приготовленные из ценных растений. Ими очень дорожили. Благовония приносили в жертву богам, умащивали (натирали) ими дорогих гостей, новобрачных. Отсюда пошло выражение «умаслить кого-то», то есть задобрить, расположить к себе.) Выполняя задание № 2 учебника, дети читают четыре последние строки.

– Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому стихотворению. Подумайте, что бы вы нарисовали, какие краски бы использовали.

Далее коллективно или в группах выполняются задания тетради № 2–4. В задании № 2 учащиеся выбирают первый вариант партитуры, в задании № 3 – второй вариант. Проверяя задание № 4, учитель спрашивает:

– Какие слова подчеркнули? (Реже, нет благовонья, заплачет.)

– Подумайте, каким голосом, с какой скоростью нужно читать, чтобы передать осеннее настроение поэта.

Двумя-тремя учащимися выполняется задание № 3 учебника, после чего учитель спрашивает:

– Кто лучше передал осеннее настроение?

6. Дома дети учат наизусть стихотворение К. Бальмонта и выполняют к нему задание № 1 в тетради, а также знакомятся с произведением И. Соколова-Микитова «Листопадничек», не выполняя заданий к нему.

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 46 19.11.2012 15:58:08 Затем несколько учащихся по очереди читают стихотворение К. Бальмонта наизусть. Их исполнение анализируется прежде всего с точки зрения верной и яркой передачи настроения произведения, учитываются также громкость и скорость звучания, соблюдение стихотворного ритма, постановка логического ударения в словах, подчёркнутых на предыдущем уроке в тетрадях.

Дети (несколько человек) показывают принесённые ими осенние листья и рассказывают о том, чем они им нравятся.

2. Подготовка к восприятию

– Падающие осенние листья могут вызывать у разных людей разное настроение. А может ли быть настроение у самих листьев, могут ли они что-нибудь чувствовать?

– Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором листья сами говорят о том, что они думают и чувствуют. Это произведение написано более ста лет назад замечательным русским поэтом Фёдором Ивановичем Тютчевым. Послушайте его и постарайтесь почувствовать настроение листьев.

3. Знакомство с текстом Стихотворение читает учитель.

4. Обсуждение прочитанного Из написанных на доске слов выберите те, которые характеризуют песнь листьев: медленная, печальная, лёгкая, легкомысленная, тревожная, стремительная, озорная, энергичная.

– С каким настроением улетают листья в этом стихотворении?

(Им хочется скорее умчаться.)

5. Перечитывание и работа с текстом Прочитайте сноски к стихотворению, затем (молча) само стихотворение.

– Как вы понимаете выражение «зефиры ушли»?

(Зефир – тёплый южный ветер. «Зефиры ушли» – значит перестали дуть, ведь осенью чаще дуют холодные ветры.)

– Постарайтесь определить, в каких строках ярче всего выражено нетерпение листьев.

Выполняя это задание, дети перечитывают последнюю строфу.

– Как вы думаете, почему так много восклицательных знаков?

О чём они говорят? Слов какой части речи здесь больше? Как вы думаете, зачем поэт их употребляет?

– Слово «докучные» в нашей разговорной речи практически не встречается и означает «надоевшие». Однокоренное слово к нему – докучать, что значит надоедать. Почему ветви названы докучными?

– Все ли листья хотят улететь?

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 50 19.11.2012 15:58:09

– Барсук – хищный зверь размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут продольные полосы. Живёт он в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, балок, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

3. Знакомство с текстом можно провести так: начало рассказа (первые четыре абзаца) читает учитель, стремясь передать детям состояние гармонии человека и природы.

В процессе чтения желательно уточнить смысл слова «чёлн»

(выдолбленная из дерева лодка), а также смысл последнего предложения четвёртого абзаца.

– О чём здесь написано?

– Почему на небе «низкие» звёзды? А бывают на небе «высокие» звёзды? (Бывают. Тогда они кажутся маленькими точками высоко в небе. А осенняя ночь тёмная, звёзды яркие и как будто опустились вниз.)

– Паустовский пишет, что «низкие звёзды дрожат». Отчего это может быть? (Возможно, так казалось от движения воздуха, или шевелились ветки, сквозь которые рассказчик видел звёзды.) Далее дети читают вслух абзацами по вызову учителя. После чтения соответствующей фразы (с. 100) выясняется её подтекст:

– Почему рассказчик пишет, что «рука невольно тянулась к двустволке»? («Кто знает, что это мог быть за зверь».) Кроме того, поясняется предложение на с. 101 (внизу) «Я не поверил».

– Почему рассказчик не поверил мальчику?

4. Обсуждению прочитанного посвящён первый вопрос учебника.

5. Перечитывание и работа с текстом

– Где и когда происходят события рассказа? (События происходят в осеннем лесу.) При выполнении задания № 3 учебника (проведение словесного рисования) важно, чтобы учащиеся поняли: словесная картинка – это один момент, застывший, как на фотографии, а не смена действий, как в кино.

Чтобы «нарисовать» пейзаж осеннего ночного леса, дети про себя перечитывают первую часть произведения. После этого учитель спрашивает:

– Что вы «увидели», представили, когда читали описание места, где остановились рыбаки?

Коллективно составляется картинка (один ученик описывает одну деталь осеннего леса, другой – другую и т. д.).

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 52 19.11.2012 15:58:09 это послужит подготовкой к творческому пересказу от лица барсука.

Особое внимание обращается на слова, которые описывают страдания барсучка.

В заключение работы над произведением целесообразно привлечь внимание детей к особенностям языкового оформления текста. На это направлено задание № 8 учебника.

– Заметили ли вы, какой художественный приём часто использует автор?

Если дети затрудняются, учитель подсказывает: в третьем абзаце этот приём повторяется неоднократно. Дети перечитывают третий абзац и находят в нём несколько сравнений. Работа над ними строится по вопросам:

– Что с чем сравнивает автор?

– Почему автор их сравнивает? Чем они похожи?

– Что это сравнение помогает нам лучше увидеть?

Затем учитель предлагает детям найти другие сравнения в рассказе Паустовского. (Это можно включить в домашнее задание.) Кроме того, можно задать следующие вопросы, помогающие провести языковой анализ текста:

– С чем автор сравнивает воду в озере?

– Почему плотва названа «оловянною»? (Плотва и олово серебристого, холодного цвета.)

– С чем сравнивается нос барсука? (Со свиным пятачком.)

– Как вы понимаете слово «ляскали» в выражении «. щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами»? Есть ли в этом предложении сравнение? Что с чем сравнивается? Что помогает нам увидеть это сравнение?

– Как повели себя обитатели леса и реки, напуганные ночным криком барсука? Как Паустовскому удалось избежать повторения слова «испугались»? (Заорали лягушки, всполошились птицы, ударила щука.) Дополнительно можно предложить детям прочитать части текста, которые передают самые напряжённые моменты, и объяснить свой выбор.

6. Дома учащиеся делают творческий пересказ (задание № 7), а также находят и читают книги со стихами об осени, приносят их на следующий урок. (Примечание. Два стихотворения об осени есть в хрестоматии «Я хочу читать» для 3 класса.)

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 54 19.11.2012 15:58:09

• выясняют значения слов (багрец – багряный, что означает тёмно-красный; сень (лесов) – лиственный покров деревьев);

• молча перечитывают стихотворение Пушкина.

После того как дети выполнят задание № 1 учебника, учитель спрашивает:

– Что любо поэту в осенней поре?

– Как вам кажется, пугают ли его «отдалённые седой зимы угрозы»? (Нет, он любуется осенней красой, его бодрят свежий воздух и первые морозы.)

Далее учащиеся отвечают на вопросы учебника № 2–5 и выполняют задание № 6. Дополнительно можно задать следующие вопросы:

– Есть ли в стихотворении олицетворение? Если да, прочитайте.

(«. Седой зимы угрозы».)

– Не принёс ли кто-нибудь из вас книгу с этим стихотворением?

(Для поиска ответа на этот вопрос учащиеся могут использовать содержание книг, находящихся на выставке.) Если такие книги имеются, они коллективно рассматриваются: обращается внимание на название книги; уточняется, какой это сборник – авторский или тематический; содержит ли он только стихи или ещё и прозаические произведения; все ли произведения в книге об осени, если нет – о чём ещё.

5. Знакомство с текстом В слабо подготовленном классе стихотворение М. Лермонтова читает учитель. В хорошо подготовленном классе дети читают про себя стихотворение, стараясь представить описанные в нём картины природы.

6. Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом

– Какие картины осенней природы вам удалось «увидеть»?

– Перечитайте стихотворение про себя, стараясь ещё лучше представить то, что в нём описано.

– Каким вам представляется бор, в котором «поникши ели зелень мрачную хранят»?

– Как вы думаете, почему поэт называет зелень «мрачной»?

– Как вы понимаете строки «Зверь отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит»?

– Какое настроение пронизывает стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова? Какие слова говорят об этом? (Унылое, печальное настроение передаётся словами «поникши», «мрачную», «поневоле», «тускл».)

– Нужно ли слова, передающие настроение, выделять голосом при выразительном чтении стихотворения?

Kubasova-3kl-Metod_2013.indd 58 19.11.2012 15:58:10

– Можно ли без подзаголовка догадаться о том, что эта история сказочная? (Да, так как само название говорит о непривычном, сказочном.)

– О чём ещё можно узнать из названия сказки? (О том, что главный персонаж – женщина и жила она в бутылке.)

3. Знакомство с текстом Учитель предлагает детям молча прочитать первый абзац. После этого он спрашивает, можно ли было узнать о месте действия сказки (в какой стране якобы произошла эта история) без подзаголовка.

(Дети подтверждают своё мнение (можно) чтением первого предложения сказки.)

– Что вы узнали о старушке, прочитав первый абзац?

Далее, в слабо подготовленном классе, сказку читает учитель, в ином случае – хорошо читающие дети по вызову учителя (каждый – один-два абзаца).

4. Обсуждению прочитанного посвящён первый вопрос учебника.

5. Перечитывание и работа с текстом Дети, отвечая на второй вопрос учебника, выполняют задание по словесному рисованию и узнают о том, что графическое рисование этого персонажа предстоит им дома.

– Заметьте, как постепенно меняется настроение водяного: пробормотал, сделал сердитую гримасу; буркнул человечек; огрызнулся;

фыркнул человечек и прыгнул в озеро. Почему так происходило?

– Можно ли назвать водяного добрым, справедливым? Почему?

Далее дети характеризуют старушку, отвечая на вопросы, расположенные в учебнике под номерами 3 и 4.

После этого работа над сказкой строится по заданиям и вопросам учебника № 5–8.

После первого урока по сказке «Женщина, которая жила в бутылке» дома учащиеся выполняют те задания учебника, которые не были выполнены на уроке, а также задания тетради № 3 и № 4.

На втором уроке по сказке проверяются выполненные дома задания. Учащиеся демонстрируют нарисованные ими портреты маленького водяного, из них выбираются наиболее оригинальные.

Далее дети называют пункты плана, которыми они дополнили деформированный план, представленный в тетради:

2) История с рыбкой.

5) Вторая просьба – о мебели.

«СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 1.1. Программа подготовки специалистов среднего звена, реализуемая НОУ ВПО САФБД 3 1.2. Нормативные документы для разработки ППССЗ 1.3. Общая характеристика ППССЗ 1.4. Требования к абитуриенту 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ППССЗ 2.1. Область профессиональной деятельности выпускников 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускников 2.4. Задачи профессиональной деятельности. »

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 19.06.2015 Рег. номер: 2862-1 (16.06.2015) Дисциплина: Землеведение Учебный план: 05.03.02 География/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Пинигина Елена Павловна Автор: Пинигина Елена Павловна Кафедра: Кафедра геоэкологии УМК: Институт наук о Земле Дата заседания 19.05.2015 УМК: Протокол заседания УМК: Дата Дата Результат Согласующие ФИО Комментарии получения согласования согласования Зав. кафедрой Ларин Сергей Рекомендовано к 08.06.2015 10.06.2015 (Зав. »

«СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 1.1. Общая характеристика образовательной программы 1.1.1. Направленность 1.1.2. Присваиваемая квалификация 1.1.3. Срок освоения 1.1.4. Трудоемкость 1.1.5. Структура 1.2. Нормативные документы для разработки образовательной программы.1.3. Требования к поступающим.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников освоивших образовательную программу 2.1. Область профессиональной деятельности. 2.2. Объекты профессиональной деятельности. 2.3. Виды. »

«Центр информационных технологий образования и дистанционного обучения ЗабКИПКРО Создание сайта образовательной организации (Методические рекомендации по созданию сайта с использованием Конструктора сайтов на www.zabedu.ru) Истомин А.С. www.zabedu.ru ссылка на оригинальный файл http://www.zabedu.ru/files/schoolsite.pdf Версия документа 1.2.89 Чита 2015 Содержание Введение Создание сайта в Конструкторе Вход на портал Страница ОУ на Портале Раздел «Сайт. Настройки» Разделы «Организация» и «Общие. »

«16+ УДК 372.8:811.161.1 ББК 74.268.1Рус Р93 Рыбченкова Л. М.Р93 Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2015. — 191 с. — ISBN 978-5-09-030671-3. Поурочные разработки адресованы учителям, работающим по новому учебно-методическому комплекту «Русский язык. 5 класс» авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, А. В. Глазкова и др. Основная цель пособия — оказать. »

«СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 1.1. Общая характеристика образовательной программы 1.1.1. Направленность 1.1.2. Присваиваемая квалификация 1.1.3. Срок освоения 1.1.4. Трудоемкость 1.1.5. Структура 1.2. Нормативные документы для разработки образовательной программы.1.3. Требования к поступающим 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников освоивших образовательную программу 2.1. Область профессиональной деятельности 2.2. Объекты профессиональной деятельности 2.3. Виды. »

«Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85» Утверждено приказом директора МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №85» № 286 от 28 августа 2015 г. Рабочая учебная программа по географии 5-9 классы Нижний Новгород Пояснительная записка Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для учащихся 5-9 классов.Программа включает четыре раздела: • «Пояснительная записка», где представлены общая. »

«МВД России Федеральное государственное казённое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России» С.А. Алешина, М.А. Акимова, А.Ю. Володин О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ЧЛЕНАМ СЕМЕЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ, ПОГИБШИХ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ (ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ) Учебно-методическое пособие. »

«Об утверждении решения ученого совета ТОГУ от 06.04.2007 г. по вопросу «О развитии дистанционного образования в университете». Заслушав и обсудив доклад Шляхова П. Д. «О развитии дистанционного образования в университете», ученый совет отмечает. За два года существования центра дистанционного обучения (ЦДО) была проделана определенная работа. Из централизованного фонда университета на развитие материальной базы ЦДО было выделено 1399912 руб., на которые были приобретены современные. »

«Министерство образования Саха рспблкэтин Республики Саха (Якутия) рэ5ин Министиэристибэтэ ПРИКАЗ 1 октября 2014 г. № 01-16/4122 г. Якутск О порядке и сроках проведения муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в РС(Я) и школьного, муниципального и регионального этапов Государственной олимпиады школьников Республики Саха (Якутия) в 2014-2015 учебном году В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2013года №1252 “Об. »

«Астраханский филиал частного учреждения высшего образования «Южно-Российский гуманитарный институт» Кафедра графического дизайна Образовательная программа Направление подготовки 54.03.01 (072500) «Дизайн» (шифр, название направления) Направленность (профиль) подготовки Графический дизайн Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очно-заочная (очная, заочная, очно-заочная) Нормативный срок освоения программы – 4 г., 6 мес. _ Заведующий кафедрой Астрахань, 201 _ СОДЕРЖАНИЕ 1. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися г. Москва, 2015 г.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися (далее – рекомендации) определяют порядок проведения туристских походов (экспедиций) с обучающимися на территории Российской Федерации и за ее пределами. В части. »

«азастан Республикасы Білім жне ылым министрлігі Ы. Алтынсарин атындаы лтты білім академиясы Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина СЫНЫП ЖЕТЕКШІСІ ЖМЫСЫНЫ ДІСТЕМЕСІ дістемелік сыныстар МЕТОДИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Методические рекомендации Астана Ы. Алтынсарин атындаы лтты білім академиясы ылыми кеесімен баспаа сынылды (2015 жылы 20 шілдедегі № 6 хаттамасы) Рекомендовано к изданию Ученым советом Национальной академии. »

«МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского Кафедра «Высшая математика»ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ Методическое пособие для преподавателей и любознательных студентов В.В.Горбацевич ЧАСТЬ II Н–Я Н НАБЛА Символ этого дифференциального оператора придумал Уильям Роуэн Гамильтон (1853), но он писал его так:. Привычное нам написание ввел шотландский математик Петер Тейт. Название «набла» заимствовано из древне-греческого, от ивритского (невель) — род арфы с треугольным. »

«МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ «ДОРОГА В ДУДУТКИ» Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму» МИНСК МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА СПОРТА И. »

«Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А.Николаева» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ для ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 04. Продажи гостиничного продукта Специальность: 101101 Гостиничный сервис (углубленная подготовка) Москва Год ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ДЛЯ. »

«МБОУ СОШ № 26 имени А.С. Пушкина города Смоленска 2014-2015 учебный год ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МАТЕМАТИКА»МАТЕМАТИКА 5 класс 2-12 6 класс 13-18 7 класс 19-22 8 класс 23-29 30-37 9 класс СПИСОК УЧИТЕЛЕЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ 38 МБОУ СОШ № 26 имени А.С. Пушкина города Смоленска 2014-2015 учебный год РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА», 5 класс Пояснительная записка Рабочая программа по математике для 5. »

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Оборудование и технология сварочного производства» ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Методические указания для студентов специальности 1-36 01 06 «Оборудование и технология сварочного производства» Могилев 2014 УДК 621.79 ББК 30.61 Д 46 Рекомендовано к опубликованию учебно-методическим управлением ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет» Одобрено кафедрой «Оборудование и технология сварочного. »

«Содержание 1 Общие положения..1.1 Определение ООП..1.2 Нормативные документы для разработки ООП.1.3 Общая характеристика ООП..1.4 Требования к уровню подготовки абитуриентов. 2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника. 2.1 Область, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника.. 2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника. 2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника. 3 Результаты освоения ООП.. 4 Документы, регламентирующие содержание и. »

«Методические указания Минздравсоцразвития России от 10.05.2012 Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих (одобрены Аппаратом Правительства РФ) Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 16.12.2014 Методические указания Минздравсоцразвития России от 10.05.2012 Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2014 Организация антикоррупционного обучения федеральных госу. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

metodichka.x-pdf.ru

Литературное чтение: Любимые страницы: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы: 3 класс в городе Набережные Челны

В представленном интернет каталоге вы сможете найти Литературное чтение: Любимые страницы: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы: 3 класс по доступной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть прочие предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка может производится в любой населённый пункт РФ, например: Набережные Челны, Иваново, Липецк.